На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Он толи спрашивает что-то, толи ждет ответа на уже заданный вопрос. Небо молчит, толи оттого, что у него нет ответа, или ему нечего сказать человеку, или оттого, что вообще не умеет говорить, ведь это небо.
Время незаметно идет, а человек на вершине так и продолжает стоять. Непонятны ни причины его ожидания, ни его мысли, ни его планы. С уверенностью можно лишь сказать, что он никуда не спешит, хотя эта вершина вовсе ни является целью его жизни. Со стороны может показаться, что он выглядит одиноко, стоя вот так в молчании и взирая на небеса. Возможно, так и есть, об одиночестве трудно судить со стороны, его-то и вблизи не всегда можно отличить. Ведь само одиночество трудно охарактеризовать. Причислить его к внутреннему состоянию или к внешнему. С внешними факторами это довольно просто – одиночество: нет семьи, близких, детей, единодумцев и соратников, то есть ты абсолютно один.
Если же причислить к категории внутреннего состояния, чувства, некой формы существования – то это трудно описать. Ведь, по сути, каждый из нас одинок с самого рождения, нельзя сказать, что с рождения мы обречены на одиночество, просто это нормальное состояние: в утробе матери, в нашем внутреннем мире, в наших мыслях, размышлениях, восприятии мира, чувствах – мы одни. Никто никогда и никому не сможет описать и выразить то, что твориться у него в душе. Вся наша жизнь – лишь попытка сделать это… Бесконечно-безрезультатная попытка длинною в жизнь.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. В этом нет ничего необычного, люди часто обращают свой взор вверх, кто-то веруя, что там есть Бог, кто-то по привычке, кто-то в надежде или вопросе. С незапамятных времен у человечества небо ассоциируется с мечтами и надеждами, с полетом и высотой, у которой нет дна. Спустя много тысячелетий человек поднялся в воздух, затем, преодолев стратосферу, в космос, выяснив, что даже у неба есть дно, но это не смогло разрушить сказку о небесах, столь близких и недосягаемых одновременно.
Возможно, что именно чувство постоянного одиночества и привело человека к созданию бога, нечто такого, что всегда с тобой и в тебе, некий образ, антипод одиночества. По словам Ницше, если бы даже Бога и не было, люди бы его создали сами. И действительно, взяв, к примеру, бога любой веры, и предположив, что изначально он не существовал, то многовековая вера в него миллионов людей могла придать ему не только существование, но и сущность, материализовав человеческую веру в материальный образ.
В подтверждение этого можно привести тот факт, что в настоящее время выжили только массовые религии, показывая, что единоличный бог имеет меньше шансов на выживание по сравнению с массовыми богами и пророками. В этом отображается еще одна форма борьбы человека с одиночеством, ошибочно называемая многими как «стадный инстинкт». Конечно человек во многом – высокоорганизованное стадное животное, но при этом обладающий сложнейшей психикой и логикой, не присущей животному миру, и поэтому сравнивать стадность животных и людей – абсурдно, стадность животных связанна с борьбой за выживание, а не борьбой с одиночеством.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Странно, что гора, на которой он стоит, тоже одинока, но в данном случае слово «одинока» означает геологический термин, и подразумевает, что стоит одна. Интересно, что одиноко-стоящий человек не обязательно будет одинок. Значит «одиночество» все-таки внутреннее состояние, не отражающее себя внешне.
В подтверждение этого можно привести тот факт, что человек находясь в одиночной камере не обязательно одинок, как и находясь в шумной компании можно быть полностью одиноким. Мы одиноки вне зависимости от количества окружающих нас людей и закрытости помещения. Возможно, даже находясь в четырех стенах, мы обращаем свой взор к невидимому небу, борясь с физическим одиночеством.
Так же нельзя связывать какие-то другие чувства и эмоции с одиночеством, как делаю зачастую многие. Ассоциации: «грустно», «печально», «пусто», «безлюдно», «безвыходно» вовсе не связанны с понятием одиночества. Просто многие из нас ошибочно объединяют эти понятие в некое единое целое, больше показывая этим свое восприятия одиночества и отображая внутренние страхи. Многие боятся одиночества, большинство же из них никогда его не испытывали или даже не испытают его, однако этот страх дает силы для некой образной борьбы с возможным одиночеством.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Трудно определить цель его пребывания на этой вершине. Он может быть альпинистом, геологом, путешественником или просто странником, взобравшимся на эту гору без какой-либо цели. Мы часто совершаем в жизни абсолютно бессмысленные поступки без видимой цели или смысла толи из-за душевных порывов или слушая внутренний голос, толи по другим непонятным причинам. Возможно, это даже к лучшему, что далеко не все в нашей жизни поддается логике и объяснению, и не на все вопросы есть ответы, и не у всех поступков есть причина и цель. Потому как, видя смысл всего происходящего и понимая суть всего (если это и возможно), становится не интересно жить, так как важным фактором в нашей жизни является случай.
А вот бывает ли одиночество случайно или же оно заранее предопределенно какому-то человеку, часть судьбы, если она и есть, и можно ли его избежать - мы не знаем. Возможно, для этого есть некая внутренняя предрасположенность или на это могут влиять внешние факторы, возможно даже мы сами в силах противостоять и избежать его. Но с другой стороны на не ведомо, чем, убегая от одного, мы можем попасть в другое, еще более тяжелое и трудное «нечто». Для тех же, кто осознал или сам пришел к этому чувству или состоянию одиночества намного проще переносить его, они даже находят в нем некие преимущества и плюсы.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Оба они одиноки, каждый по-своему, и даже то, что они находятся вместе, не мешает их одиночеству. Ведь даже находясь в центре толпы людей или в окружении семьи и близких, мы испытываем чувство одиночества.
Каждый относится к этому чувство по-разному, есть люди, которые привыкли к нему и не обращают на это внимание, есть и те, что даже не испытав это чувство всю жизнь живут в страхе и борются с его возможным приближением. Возможно, страх перед одиночеством обусловлен извечным страхом человека перед смертью. Ведь в понимании многих смерть – это высшая и окончательная форма одиночества, от которой нельзя ни уйти, ни избежать. Можно даже предположить, что само понятие одиночества произошла как производная от смерти и ее восприятия. Но в таком случае нельзя судить об этом состоянии, так как никто пока не может описать состояние смерти, и все это выходит лишь подобием детских страхов в темной комнате.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Нам не знаком этот человек и мы не знаем месторасположение этой горы, что, в принципе и не важно, ведь кто угодно и где угодно может быть одинок, вне зависимости от географии и личных данных, вне зависимости от социального статуса и вероисповедания, вне зависимости от образа мышления и физиологии.
Одиночество не поддается статистике и анализу, хотя современная психология и психоанализ и берется излечить эту, якобы, болезнь. Нет смысла описать это чувство, ведь оно столь же лично, как и любовь или ненависть, и истоки его вовсе не в реальности и окружающем нас мире, а в душе, и нельзя судить худо оно или же хорошо – быть одиноким. Ведь на месте этого человека на вершине одинокой горы и смотрящей в небо может оказаться любой из нас, и какого ему сейчас мы можем лишь догадываться и строить домыслы. Когда же мы сами оказываемся одиноки, у нас нет слов, и мы молчим, смотря на верх, то ли спрашивая что-то, то ли ожидая столь желанного ответа. Мы пытаемся понять, найти причину или выход, боимся и ждем, боремся и идем дальше, оглядываемся назад и вглядываемся вдаль. Мы мучимся всю жизнь или привыкаем, учимся избегать или не выказывать, скрываем и притворяемся, сдерживаем и не обращаем внимания.
Мы живем. И в неуловимом миге между ударами секундной стрелки мы ловим себя на мысли, что мы одиноки. Но этот миг проходит, как и все остальное, превращаясь в суету прошлого, оставляя в настоящем место лишь для настоящего. Ты не один…